Основные правила и приёмы в создании рекламного слогана
Слоган – одна из самых ярких текстовых единиц. Его основная задача – зацепить сознание потребителя товара или услуги. Однако чтобы не вышло как с печально известным на Урале «КомсоМОЛЛом», нужно уметь вовремя обуздать свой креатив и трезво оценить ситуацию.
Для успешной трансляции идеи бренда необходимо помнить аксиомы про краткость изложения, ритмоформулы запоминаемости, дружелюбный эмоциональный посыл, уникальную фонетику, свежие словосочетания и смысловые модуляции. Слоган – это всегда акцент, «удар», поэтому используйте не более семи слов для своего послания. И не забудьте упомянуть сам бренд, иначе со временем слоган просто растворится в информационном потоке. Люди не смогут сопоставить его с конкретной маркой, как это произошло с «Семь бед – один ответ» и «Жизнь хороша, когда пьешь не спеша» – все ли смогут с ходу назвать «виновников торжества»?
Удачные слоганы редко рождаются экспромтом. За каждым из них – эрудиция и смекалка автора, его интеллектуальный потенциал, а также серьёзная теоретическая база со своими правилами, научными методами и формулами.
Секреты создания рекламных слоганов
Всегда оживленно воспринимаются разнообразные лингвистические приёмы и языковые «изыски», содержание которых доступно и понятно широкой аудитории. Из наиболее популярных:
Цитаты, реминисценции, аллюзии и пародии:
- «Разделяй и здравствуй!»;
- «Выборы: перезагрузка»;
- «Иногда лучше жевать, чем говорить»;
- «Мир, дружба, жвачка»;
- «Остановить мгновенье так легко!»;
- «Брать или не брать? – вот в чем вопрос»;
- «В здоровых деснах – здоровые зубы».
Эпитеты:
- «Пикадор» – спелый кетчуп»;
- «Детский мир. Всегда на пять!»
Афоризмы:
- «Правильный старт – залог победы» (IBM).
Метафоры:
- «Lambi. На вершине мягкости»;
- «В жизни всегда есть место открытию» (банк);
- «Tikkurila – королева красок»;
- «Радуга фруктовых ароматов» («Скиттлс»);
- «Крепкий как дружба, горячий как любовь» («Пиквик»).
Неологизмы:
- «Не тормози – сникерсни»;
- «Аромагия сближает»;
- «Такой безлимит по мне».
Рифмовка:
- «Рукавички», «Морозко», «Румяные щечки» – защита зимой для сына и дочки»;
- «Куда летишь? В «Арбат Престиж»;
- «Кофе Жокей. Смотри на жизнь веселей!»;
- «Мезим» – для желудка незаменим»;
- «Чисто идеально и цена реальна»;
- «Свежее дыхание облегчает понимание».
Остинато (повтор):
- «Время есть. Есть Meller»;
- «Есть идея – есть IKEA»;
- «Не просто чисто – безупречно чисто!»
Каламбур, игра слов:
- «Чистота – чисто Tide»;
- «Вольному – Volvo!»;
- «АББАсолютно солнечный мюзикл!»;
- «Хорошие хозяйки любят «Лоск»;
- «Sony. CD и слушай»;
- «Daewoo. Заведи любимую»;
- «В хорошем чае души не чаю»;
- «Оденься приLEEчно».
Модуляция или неожиданный финал:
- «Хорошо там, где мы есть»;
- «Все дороги ведут к нам».
Фонетическая параллель – излюбленный прием поэтов:
Из стихотворения, посвященного А. Пушкину, «Смуглый отрок бродил по аллеям...», 1911 г., из сборника «Вечер» А. Ахматовой:
И столетие мы лелеем
Еле слыШный Шелест Шагов
Яркий пример вкрадчивого «фонетического» слогана спустя почти 90 лет – «Ваша киска купила бы Whiskas».
Просторечия в жанре «культурный шок»:
- «Издатый для мужчин» (журнал MAXIM);
- «Я худею от радио «Диско» и т. д.
Из психологических приёмов наиболее действенные:
Сюжетно-атмосферная привязка:
- «Всемирная история. Банк Империал»;
- «Хорошо иметь Домик в деревне»;
- «Беседуйте на здоровье».
Побуждающие команды:
- «Приди в страну Marlboro!»;
- «Голосуй или проиграешь»;
- «Sprite – не дай себе засохнуть»;
- «Сделай паузу – скушай Twix».
Вопрос:
- «А где Вы одеваетесь?»;
- «Кто идёт за «Клинским?»
Авторитетный тезис:
- «Aquafresh. Тройная защита для всей семьи»;
- «Ренни»: 5 минут и никакой изжоги»;
- «Savage. Свобода быть собой».
Контрастное сопоставление:
- «Тает во рту, а не в руках»;
- «Имидж ничто – жажда всё!»
Обращение к культурным архетипам:
- «Голосуй сердцем» (предвыборная кампания в 1996 г.);
- «Россия – щедрая душа».
Тизинг
Фирменный приём «Связного»: интригующий, «дразнящий» слоган спустя некоторое время дополняется невинным содержанием:
- «Топ-модели доступны» (о моделях телефонов);
- «Даём мужчинам, женщинам и влюбленным» (имеются в виду скидки) и в том же духе.
Статус:
- It's a Sony;
- «Electrolux. Швеция. Сделано с умом».
Какие приёмы нежелательны для рекламного слогана?
Неудачный слоган может в лучшем случае стать объектом шуток, в худшем – уничтожить бренд.
Во-первых, избегайте любых контрастных противопоставлений с частицей «не», так как она всегда слабо воспринимается аудиторией, в то время как крайние слова образуют смысловую арку. Например, «Коммерсант. Не боимся главного» – эффективный лозунг, а социальный слоган «Наркотики – не круто!», как и «Ж.Б.И. – не ГЕТТО» – воспринимаются в штыки. Всё дело в психологии восприятия.
Во-вторых, проявляйте предельную бдительность по отношению к любым эпатажным приёмам.
Эпатаж подходит далеко не всем брендам: проигнорировав или оскорбив целевую аудиторию, можно загубить репутацию и оказаться на месте екатеринбургского торгового центра «Комсомолл», громкий скандал вокруг которого прогремел на всю страну в 2012 году.
На смену позитивно-нейтральной фразе – «Всенародный торговый центр» пришли вызывающие слоганы «Ж.Б.И. – не ГЕТТО», «На Синих камнях тоже люди», «Главный МОЛЛ на районе» и «Пацаны уже в курсе». Добившись всеобщего внимания, некогда традиционный торговый центр пал жертвой рекламы. Мало кто из благополучной и социально активной аудитории спального района захотел стать причастным к такому образу, и сегодня «Комсомолл» для многих не более, чем торговый центр с непростой судьбой. Ставки же были высоки – слоганы «блатного жаргона» на фоне визуального концепта подавались с завидным апломбом.
А вот экстравагантный частушечный месседж с ненормативной лексикой, напротив, еще в «нулевых» помог «Евросети» увеличить прибыль в 2,5 раза. В любом случае эпатаж – это весьма скользкая дорога. Важно не перегнуть палку, не оскорбить свою аудиторию. Лучше уж «не добрать» с эмоциями и яркостью, чем переусердствовать. Ведь часто удачный слоган, перерастая бренд, отстраивается от него и превращается в самостоятельного «вампира», как любят говорить рекламисты...
Текст: Ольга Лоскутова, специально для lacerta.su